Телефонное мошенничество

Сообщите нам, если вы столкнулись с мошенничеством или рассылкой спама

Наши рекомендации

Столкнуться с мошенниками может каждый.
Мы подготовили рекомендации, как обезопасить себя и близких.

Уточняйте информацию в службе поддержки

Если сомневаетесь, что вам звонят из банка, обратитесь в службу поддержки — телефон указан на банковской карте

Держите в тайне личную информацию

Не сообщайте никому персональные данные, номера банковских карт, коды и пароли от приложений

Не следуйте инструкциям незнакомых людей

Не звоните на номера, указанные в подозрительных SMS, не переводите деньги незнакомцам и не переходите по ссылкам, если сомневаетесь в их безопасности

Если вы столкнулись с такими ситуациями

Позвонили из «Службы безопасности» банка или другой организации

Мошенники могут звонить с разных номеров, а также подменять номера организаций и выдавать себя за работников службы поддержки. В разговоре они стараются воссоздать атмосферу её работы и могут даже переключить на автоинформатор.

Иногда мошенники убеждают установить на смартфон специальные программы для удалённого управления устройством, чтобы «провести проверку». Их цель — получить доступ к приложениям, узнать реквизиты банковской карты, коды и пароли для подтверждения банковских операций, а также другие конфиденциальные данные.

Также мошенники могут звонить с международных номеров, похожих на номера кол‑центров известных компаний или государственных организаций России.

Мессенджеры тоже могут использоваться для мошеннических звонков. Для убедительности в профиль добавляют логотипы банков и символику других организаций.

Мы рекомендуем:

  • Не сообщать конфиденциальную информацию.
  • Не следовать инструкциям мошенников.
  • Прерывать разговор.
  • Позвонить в службу поддержки банка по номеру, указанному на вашей карте, или по официальному номеру организации, от имени которой к вам обращаются.
  • Уточнить необходимую информацию.
Позвонили с незнакомого номера и сбросили звонок

Звонки Wangiri — мошенническая схема, при которой злоумышленники провоцируют перезвонить на неизвестный номер с автоинформатором. Вас удерживают на линии, а со счёта списываются деньги.

Мы рекомендуем:

  • Не перезванивать на неизвестные номера.
  • Обращать внимание на код страны в начале номера.
  • Сообщать нам о таких звонках.
Прислали SMS из несуществующего «банка»

Злоумышленники отправляют SMS с различных номеров от лица банка и просят позвонить по номеру, указанному в сообщении. Текст в сообщении может быть таким: «Ваша банковская карта заблокирована. По вопросам снятия блокировки обращайтесь по номеру...».

Мы рекомендуем:

  • Не звонить по указанному в сообщении номеру.
  • Не сообщать конфиденциальные данные неизвестным людям.
  • Позвонить в службу поддержки банка — номер указан на вашей карте.
  • Уточнить необходимую информацию.
  • Переслать такое SMS на наш сервисный номер 1911 и сообщить о мошенничестве.
Рекламируют товары и услуги по SMS

Кроме мошеннических SMS вам могут отправлять SMS-спам — например, рекламировать товары и услуги.

Мы рекомендуем:

  • Отправить SMS‑спам на бесплатный номер 1911.
  • Подключить услуги SMS-фильтр или Чёрный список, чтобы не получать нежелательные сообщения.
Пытаются получить доступ к конфиденциальным данным

Номера банковских карт и счетов, пароли и коды от приложений, паспортные и другие личные данные — секретная информация, которая должна быть известна только вам. Мошенники стараются получить доступ к ним в соцсетях, на сайтах объявлений, в SMS и при звонках.

Мы рекомендуем:

  • Никому не сообщать конфиденциальные данные.
  • Не следовать инструкциям незнакомых людей.
  • Позвонить в службу поддержки банка — номер указан на вашей карте.
  • Уточнить необходимую информацию по официальному номеру организации, от лица которой к вам обращаются.
Просят о помощи

Мошенники от лица близкого или знакомого вам человека присылают с неизвестного номера SMS с просьбой перевести деньги.

Мы рекомендуем:

  • Не переводить деньги.
  • Убедиться, что это действительно знакомый вам человек.
  • Позвонить близкому человеку или людям, которые могут находиться рядом с ним, и узнать, действительно ли нужна помощь.
  • Переслать SMS на бесплатный номер 1911 и сообщить о мошенничестве.
Сообщают об «ошибочном платеже» и просят вернуть деньги

Мошенники могут позвонить или прислать SMS с просьбой вернуть деньги за платёж, ошибочно зачисленный на ваш счёт.

Мы рекомендуем:

  • Не переводить деньги.
  • Попросить «пострадавшего» обратиться к своему оператору или в службу поддержки банка.
  • Не следовать инструкциям незнакомых людей.
  • Сообщить нам о подозрительном звонке или SMS.

Стали жертвой мошенников?

Сообщите нам — это поможет бороться с мошенничеством и спамом

Дополнительная информация

Какие бывают виды мошенничества
  • SMS о списании денег от лица «банка»

    В личные сообщения или в мессенджер может прийти сообщение, что сейчас со счёта спишется крупная сумма денег. Чтобы отменить операцию, следует срочно позвонить по определённому номеру телефона.

    Что делать?

    Позвоните в службу поддержки банка по номеру, указанному на вашей банковской карте, и уточните все интересующие вопросы.

  • Запрос на код подтверждения

    Иногда мошенники звонят по телефону и пытаются провести транзакции по вашей карте или получить доступ к личному кабинету в различных онлайн‑сервисах, когда незаконным способом уже частично узнали личные данные. Теперь им нужен код подтверждения, ведь у многих сервисов и банков есть опция запрашивать код подтверждения по SMS, чтобы убедиться, кто именно совершает операцию.

    Что делать?

    Если вам действительно пришло SMS с кодом, а затем поступил звонок с просьбой сообщить этот код, ни в коем случае не делайте этого. Самое главное — пока вы не подтвердите операцию, ничего не произойдёт. Остановить мошенников, сообщив им код, невозможно. И не бывает никаких транзакций и ситуаций, при которых сотрудник банка стал бы вам звонить с подобным требованием.
    Если вы всё же ответили на звонок, немедленно бросайте трубку и звоните в ваш банк по горячей линии с просьбой «заморозить» карту до выяснения обстоятельств. Потом приходите в отделение лично и выясняйте, что произошло. Возможно, придётся поменять карту, а старую заблокировать и выбросить. Обычно банк делает это бесплатно.
    Проверьте, не теряли ли вы банковских карт, и не взламывали ли в последнее время ваши сайты и профили.

  • Просьба набрать определённую комбинацию символов в тексте SMS

    В данном случае мошенники не вымогают никакой секретной информации, и, казалось бы, бояться нечего. Но подобным способом можно переводить деньги из банка на другой счёт — такая опция существует у большинства банков. Она нужна тем, кто, например, потерял карточку или не имеет доступа в интернет и к приложению банка. Существуют определённые наборы чисел и символов, которые позволят сделать перевод через SMS.

    Что делать?

    Если вам звонят «операторы» и под предлогом проверки связи просят внести какие‑то цифры, не поддавайтесь им. Сразу прерывайте звонок.

Общие рекомендации по защите от телефонного мошенничества

Чтобы защитить себя от всех видов телефонного мошенничества, стоит помнить о правилах безопасности и по возможности не отвечать на SMS и звонки с незнакомых номеров.

Обращайте внимание на официальные предупреждения от банков, ваших операторов связи и сотрудников МВД. Часто рядом с банкоматами или в отделениях полиции, а также на официальных сайтах продавцов или платформ для подачи объявлений размещены предупреждения о том, чего делать не стоит.

Предупредите пожилых родственников о существующих схемах телефонного мошенничества и держите их в курсе последних обновлений.

Мошенники придумывают всё новые схемы телефонного мошенничества. Вместе с развитием простоты и удобства оплаты услуг, развиваются и способы хищения.

Главные правила, которые помогут обезопасить себя от мошенников:

  • не выполняйте инструкции, поступающие с незнакомых номеров от представителей различных компаний и организаций;
  • не сообщайте никому коды подтверждения или безопасности из SMS;
  • не сообщайте по телефону личные, а тем более паспортные и банковские данные;
  • незамедлительно обращайтесь в службы поддержки и безопасности, если почувствуете себя в подозрительной ситуации;
  • не перезванивайте на незнакомые номера;
  • блокируйте подозрительные и рекламные номера.

Если вы всё же попались на уловки мошенников по телефону:

  1. Блокируйте счета в банке.
  2. Обратитесь в правоохранительные органы.
  3. Сообщите нам о факте мошенничества.